Кузнецы поднебесья

  На высоте около двух тысяч метров от уровня моря расположилось труднодоступное  селение, Харбук жители которого испокон веков занимались кузнечным ремеслом. Согласно преданию предки Харбукцев греческие кузнецы из войска Александра Македонского, после смерти которого мастера попали сначала в Дербент а затем переселились в местечко Карбачи-дирка, нынешний Акушинский район Дагестана. Выбор их был неслучаен, в этом месте проходил большой торговый путь и находились железные копии, на протяжении многих сотен лет они производили орудия и оружие для местных жителей. На месте старого поселения в 50х годах прошлого века во время раскопок археологом В. Г. Котовичем были найдены старые копии и сопла древних кузниц.

 

   Во время нашествия Тимура в 1396 году  его войска оказавшись в ‘’горной даргинии’’ разоряли села не пожелавшие преклонить пред ним колени, “полчища Тимура истребили столько  людей что из их трупов соорудили несколько холмов ” Уцелевшие жители Карбука бежали из разрушенного села в труднодоступные районы. Большая часть жителей ушла в местечко Хула гlяя, дословно - большое поселение, обосновавшись в этом поселении они принесли с собой и новое название Харбук, Карбук.

 

   Поочередно входя в состав Кавказской Албании до 9 века, затем самого маленького Кавказского княжества  Шандан до 11 века, а затем и в Кайтагское уцмийство до 16 века, харбукцы занимались обработкой металла вплоть до 20х годов прошлого века. К сожалению в результате запретительной политики советской власти оружейный промысел был практически уничтожен, да и мало какое кустарное производство в мире могло конкурировать с растущими фабриками свойственными техническому веянию прогресса 20го века.

 

  Нигде и никогда, в России не было большего места по одновременной задействованности кузнецов кустарей в одном месте. Это село обладало наибольшим количеством оружейников чем любое место в Дагестане, по результатам переписи 1886 года в шестьдесят одном селении всего Казикумухского округа было 276 кузнецов, по четыре с небольшим на село, тогда как в одном Харбуке на тот же период было 127 кузнецов. Кубачи имело 28 кузнецов, Амузги и Нижнее Мулебки 46 и 30 мастеров соответственно. Таким образом можно предположить что большая часть дагестанских клинков и стволов была сделана именно руками Харбукских оружейников. Косвенное подтверждение тому мы находим в обширных торговых путях проходивших через Харбук, это Авария - Чечня, Табасаран - Лезгистан - Азербайджан, Кумыкия, Лакия, Грузия и дорога в небезизвестный Кубачи, мастера которого являлись постоянными покупателями клинков, стволов и прочих железных изделий.

 

   Харбукские мастера производили весь спектр изделий необходимых как в быту так и в военное время,  хотя принимая во внимание культовое отношение к оружию на Кавказе спрос на него был всегда.  Процесс изготовления оружия включал в себя весь цикл производственных операций которым зачастую занимался один мастер и лишь в дальнейшем к 18 веку появилось разделение труда. Железную руду добывали в трех местах близь Харбука, в основном там же и занимались выплавкой и литьем металла используя при этом древесный уголь, который для них и амузгинцев с кубачинчами изготавливали жители сел Кала-Корейш и Дибгалик. Даже после того как в 19 веке начался завоз метала из России острая нехватка материала давала о себе знать, видимо это приучило мастеров к жесткой экономии железа, изделие рожденное плугом могло закончить свою жизнь в виде гвоздя вбитого в стену. Отчасти поэтому сохранилось не так много оружия до середины 18го века, оно ломалось, перековывалось и просто терялось.

 

   Металл в виде слитков с различным содержанием углерода поступал кузнецу – мехIла уста, дословно железных дел мастер , который работал совместно с подмастерьем, молотобойцем и поддувальщиком, очень часто эти обязанности ложились на плечи членов семьи. Как правило мастер приступал к работе в пять утра, к этому времени подмастерье уже готовил мастерскую к работе, приносил воду, разжигал горн.  Сама кузница размером в среднем три на три метра располагалась на первом этаже дома.  Примерно в 15 лет подмастерье уже мог претендовать на звание  хула уста, дословно старший мастер, изделие претендента оценивали 6 – 7 старейшин кузнецов из разных семей, в случае успеха кузнец приобретал право ставить клеймо на свои работы.

Основными видами холодного оружия были ножи, кинжалы, мечи, сабли и шашки. Особо популярны были шашки которые мастера скручивали в кольцо, помещали в папаху  после чего шли на рынок дабы их продать, они так и назывались, кьапIалегIе кадирхьан шушкIне - шашки помещаемые в папахи.  Стоит отметить местный вид сварной стали, гавгьар шинттан, буквально переливающаяся сталь, состоящая из трех различных сортов металла сваренных определенным способом, в Дагестане секретом этой стали владели лишь Амузгинцы и Харбукинцы.

 

   Лучшими мастерами считались оружейники из родов Алимах, Хужяйдар, Укка, Хурухла Али, Газилав, Аждаха, Антай. Род оружейников специализировавшихся на изготовлении мечей до сих пор носит фамилию Турхъали, буквально мечевы. Легенда о прославленном мастере Алимахе рассказывает об одном аварце который попросил его пристрелять ружье. Мастер взял ружье, повертел в руках, положил под себя, встал и вскинув его первым выстрелом пятак. Восхищенный аварец воскликнул – у других мастерство только в руках, а у Алимаха оказывается и в бедрах.

 

   Частично отделку клинков проводили в самом селе силами местных ювелиров, дословно мургьи арцла устне, которых на 1886 год насчитывалось двадцать один человек. К сожалению вопросом атрибуции оружия произведенному в самом большом оружейном центре кавказа до сих пор никто не занимался, поэтому большая часть оружия по внешним признакам приписывается другим производителям. На мой взгляд это крайне несправедливо по отношении к памяти мастеров ушедших лет, да и сама тема Харбука как важнейшего звена оружейного дела остается нераскрытой у многих исследователей кавказского оружия.

 

   На данный момент многовековое традиционное ремесло харбукцев оставлено, что то забыто за ненадобностью лет, уже нет людей пытающихся сохранить искусство предков, есть лишь память, память о былом великолепии кузнецов поднебесья.

 

  За помощь в исследовании данной темы и предоставленном материале для этой статьи я благодарю Ахмедова Р., Муталимова М., Юсупова Х.

 

        Мир Вашему дому.                                                                                            С уважением Ахмедов Марат.

Конструктор сайтов - uCoz